Клуб "Гимнастика души"

 

Приоритетным           направлением  работы лагеря «POZITIV9»  стало   духовно-нравственное воспитание, основанное   на   традиционных нравственных  и моральных нормах: воспитание гражданственности и патриотизма, нравственных чувств и этического сознания,  трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни,  ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни,   к природе,  к прекрасному. Поэтому для работы смены был  разработан  проект   «Грани нравственности», способствующий повышению уровня нравственной культуры учащихся, укреплению здоровья, расширению кругозора детей.

В основе  проекта лежит игровая модель «7 ступеней  к храму», которая   предполагает собой развитие «Я» каждого участника лагеря. На протяжении  смены каждый воспитанник преодолеет 7 ступеней лестницы, ведущей к храму.  

Актуальность данного проекта   заключается в практической направленности на формирование духовно-нравственных качеств детей, когда духовные ценности не навязываются, а приобретаются ими в процессе деятельности.

В рамках проекта совместно с Дятловским благочинием   организована  работа клуба «Гимнастика души», занятия которого совместно проводили воспитатели и священнослужители. Тематика бесед разнообразна и направлена на приобщение воспитанников к духовным ценностям: «Библия-книга,  через которую Бог разговаривает с нами Бог»,  « Живем по заповедям Божьим», «Вечные  ценности: доброта» и др. В рамках работы клуба были организовано по посещение храма святых апостолов Петра и Павла аг. Вензовец, экскурсии по храмам района и в Свято-Успенский Жировичский монастырь. Также работал воскресный кинозал. После просмотра кинофильма проводилось обсуждение, ребята и взрослые   высказывали своё мнение, делились впечатлением, делали выводы.

 Традиционными стали «Костры дружбы», вечера знакомств и прощания,  товарищеский   футбольный матч воспитанников лагеря и священнослужителей.

Процесс духовно-нравственного воспитания, усвоения личностью ценностей и формирования ценностных ориентаций достаточно сложный и длительный, а значит, результаты будут видны не сразу и только с учетом непрерывной   работы в этом направлении. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что в профильном лагере с круглосуточным  пребыванием «POZITIV9» была создана благоприятная среда, способствующая полноценному развитию личности на основе   духовных, нравственных и культурных традиций.

 

Программа клуба  «Гимнастика души»

 Программа  клуба  летнего лагеря направлена на развитие познавательных, творческих, физических  способностей и интересов детей.

Программа   рассчитана на учащихся  4-10 классов, проявляющих   интерес  к культурным и духовно-нравственным традициям белорусского народа.

 Цель: формирование духовно-нравственных качеств учащихся, когда духовные ценности не навязываются, а приобретаются ими в процессе деятельности.

Задачи программы:

- расширить знания о культурных и духовно-нравственных традициях белорусского народа;

- воспитывать гражданские, духовно- нравственные качества;

- развивать навыки  самоорганизации и самоуправления, общественной активности и дисциплины.

Для  воспитателей:

Образовательные: способствовать популяризация  духовно-нравственных ценностей среди детей, родительской общественности 

Развивающие: способствовать   повышению творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность,          Воспитательныеспособствовать формированию  духовно-нравственной культуры детей

Для учащихся:

Образовательные: научиться применять  приобретённые знания и навыки в различных жизненных ситуациях.

Развивающие: развивать умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности Воспитательные: воспитывать волевые качества характера.

Основные принципы организации   деятельности

- обеспечение организации психологического комфорта учащихся  с целью сохранения его психического, физического и духовного здоровья;

- создание условий для саморазвития учащихся, выстраивания своей индивидуальной траектории   деятельности;

- обеспечение оптимального сочетания успешности в  деятельности   и преодолением трудностей.

Сроки реализации программы: 1 летняя смена.

Формы подведения итогов реализации программы:

Открытый диалог «Позитивных 9 дней»

Творческое задание «Письмо в будущее»

Ожидаемые результаты:

- Оздоровление находящихся в лагере детей, содействие сохранению и

укреплению их здоровья, приучение к здоровому образу жизни;

- Раскрытие и развитие креативности, творческих способностей детей; умение участвовать в коллективной творческой деятельности;

- Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми; умение самим организовывать свою деятельность, разрешать возможные конфликтные ситуации;

- Развитие толерантности детей.

                             Тематическое планирование

 № п\п

Тема

1

 Библия-книга,  через которую Бог разговаривает с нами

 2

 Живём по заповедям Божьим

 3

Вечные  ценности: доброта

 4

Участие в молебне в храме святых апостолов Петра и Павла

 5

Святые апостолы Христовы

6

 Воскресный кинозал. Просмотр и обсуждение фильма “Спасение”

 7

Экскурсия  по храмам района

 8

 Моральные заповеди нашей жизни

 

Занятие 1

Тема: «Библия - книга,  через которую Бог разговаривает с нами»

 

Задачи: расширить представления  воспитанников о Библии как о религиозном, историческом, нравственном и эстетическом источнике; познакомить с библейскими традициями в литературе, музыке, живописи.

способствовать развитию чувства прекрасного, повышать уровень эрудиции,     расширять словарный запас, воспитанию толерантного отношения к людям, придерживающимся иных взглядов.

Оформление: презентация: «Бессмертная, книга  святая, книга вечной истины, вечной    жизни», музыка: «Аве Мария», песня Б. Гребенщикова «Под небом голубым», «Дорога добра» из к/ф «Маленький Мук»     

 

Ход  занятия

1. Вступительное слово

«Священное Писание, сколько его не перечитывай, чем более им проникаешься, тем более все освещается и расширяется. Вот единственная Книга в мире: в ней все есть!» (А.С. Пушкин)

- Как называется эта книга?

 Ребята, я рада Вас приветствовать на нашем уроке «Библия – книга вечной истины, вечной  жизни».

2. Беседа

Существует документ, в котором содержатся «подсказки» о том, как правильно себя вести в жизни, «бессмертная, книга святая, книга вечной истины, вечной  жизни», по словам В.Г. Белинского.

- Как вы думаете, о каком документе идёт речь?

В Библии, ребята, содержатся правила нашей с вами жизни.

А ещё Библия – древнейший памятник письменности.

В нём собраны разнообразные религиозные произведения, создававшиеся на протяжении огромного исторического периода - с XII века до н. э. по II век н. э. Библия – это выдающийся памятник мировой культуры. На ее основе более двух тысяч лет формировались история, искусство, литература, нормы поведения значительного числа народов. Вот почему многие уважаемые, известные люди (учёные, писатели, историки, юристы) считают, что знать и правильно понимать Библию необходимо не только людям верующим, но и каждому культурному человеку.

-Что означает слово «Библия»?

-Как появилась эта необычная книга?

3.  Выступление священнослужителя

4.  Беседа

Кто и когда написал Библию?

- Из каких разделов состоит Библия? 

- Что означает слово «Завет»? Ветхий?  («Завет» - это «союз», «договор», «обещание». Слово «ветхий» можно пояснить словами «старый», «устаревший», «древний»).

- На каком языке написан Ветхий Завет и какие истории Ветхого Завета вам знакомы?

- «Сотворение мира»

1) За сколько дней Бог сотворил Землю?

2) В каком порядке был создан мир?

- «Адам и Ева»

1) Как звали первых людей и что означают их имена?

2) За что они были изгнаны из рая?

- «Суд царя Соломона»

- Кто такой Соломон? Чем он прославился?

5.  Инсценирование «Суд царя Соломона»

- Назовите героев притчи.

- С какой просьбой обратились женщины к царю?

- В чём заключается мудрость разрешения спора?

6.  Пока мы, в основном, говорили о Ветхом Завете.

Почему же вторая часть Библии характеризуется как «новая»?

Послушайте стихотворение И. Никитина о Новом Завете.

Измученный жизнью суровой,

Не раз я себе находил

В глаголах Предвечного Слова

Источник покоя и сил.

Как дышат святые их звуки

Божественным словом любви,

И сердца тревожного муки

Как скоро смиряют они!

Здесь все в чудно-сжатой картине

Представлено Духом Святым:

И мир, существующий ныне,

И Бог, управляющий им,

И сущего в мире значенье,

Причина, и цель, и конец,

И вечного Сына рожденье,

И крест, и терновый венец…

Как сладко читать эти строки,

Читая, молиться в тиши,

И плакать, и черпать уроки

Из них для ума и души!

О чем повествует эта часть Библии?

- Имена многих библейских героев нам хорошо известны. Назовите их. (Мария, Иосиф, Иоанн Креститель, Ирод, Иисус)

- Мать Иисуса Христа – одна из самых почитаемых фигур. Почему?

 7. Песня «Аве Мария» в исполнении Ларисы Долиной

Мама – человек, который дал нам жизнь.

Первое слово, которое произносит ребенок – мама! Это самое главное слово в нашей жизни. Для каждого из нас мама – самое дорогое, что есть. 

8.  Просмотр мультфильма «Рождество Христово»

- Когда родился Иисус, на небе зажглась незнакомая звезда. Как ее назвали люди?

9. Поэтическая минутка

Чтение стихотворения Б. Пастернака «Рождественская звезда».

10. Библия и искусство. История одного шедевра 

Николай Ге. Христос в Гефсиманском саду.

1880-е. Холст, масло.Третьяковская Галерея

Чтение стихотворения Б. Пастернака «Гефсиманский сад»

- Послушайте известную песню в исполнении Бориса Гребенщикова «Под небом голубым».       

Полученные вами знания о Библии помогут постичь смысл песни.  В чем он?

11. Заключение

- Нужно ли изучать Библию? Зачем? Чему учит Библия?

Чтение стихотворения В. Брюсова «Библия»

О, книга книг!

Резец, и карандаш, и кисти,

И струны, и певучий стих —

Еще светлей, еще лучистей

Творят ряд образов твоих!

Какой поэт, какой художник

К тебе не приходил, любя:

Еврей, христианин, безбожник,

Все, все учились у тебя!

И сколько мыслей гениальных

С тобой невидимо слиты:

Сквозь блеск твоих страниц кристальных

Нам светят гениев мечты.

Ты вечно новой, век за веком,

За годом год, за мигом миг,

Встаешь — алтарь пред  человеком,

О Библия! о книга книг!

Ты — правда тайны сокровенной,

Ты — откровенье, ты — завет,

Всевышним данный всей   вселенной

Для прошлых и грядущих лет!

15. Подведение итогов.  Песня « Дорога добра» из к/ф «Маленький Мук»  

Занятие 2

Тема: «Живём по заповедям Божьим»

 Задачи:  расширить представления воспитанников о десяти заповедями Иисуса Христа,  создать условия для  осмысления ценности заповедей Иисуса Христа, способствовать воспитанию чувство добра, милосердия, справедливости, честности, верности, любви; нетерпимости к жестокости, злу, воровству, зависти.

 

                                              Ход  занятия

1.Орг. момент  

2.Вступительное слово.

Чтобы жить благочестиво, мы должны знать и любить слово Божие. Как телу необходим хлеб, так душе-слово Божие; и как глазам нужен свет, чтобы видеть, так душе необходимо Божие учение, чтобы возрастать в добре и святости.(Патриарх Московский и всея Руси «Библия для детей»)

3. Проблемный вопрос: «Что же такое благочестие?»

-Благочестие - соблюдение правил, веры, соединенное с добрым и хорошим поведением.

-Откуда же мы можем научиться правильно жить и правильно себя вести?

-Существует Закон Божий, который нужен для того, чтобы жизнь каждого человека и вообще всех была безопасна, чтобы человек не причинил вреда другим людям, животным, птицам, деревьям, всей земле и окружающему нас миру. Чтобы человек правильно развивался, был здоров и счастлив на протяжении всей своей жизни. И Закон Божий - это 10 заповедей.

 4. Мини-лекция «Священная историю Ветхого Завета»

Господь повелел пророку Моисею вывести свой народ из египетского плена. Моисей повел еврейский народ через пустыню, и, когда они подошли к горе Синай, Господь возвестил пророку: "Скажи народу: если будете слушаться голоса Моего, то будете Моим народом". Моисей передал людям волю Божию, и они ответили: "Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны". Господь повелел готовиться к принятию Закона Божия постом и молитвой. Через три дня густое облако покрыло вершину горы. Сверкали молнии, гремел гром, от горы шел дым, и вся она колебалась. Моисей взошел на гору, и там Бог дал ему две скрижали (каменные доски), на которых были написаны 10 заповедей.

5. Проблемный вопрос: «Что же такое заповеди?»

(Заповеди – это закон, правила, которые Бог дал людям для того, чтобы они могли различать добро и зло в своих поступках и намерениях).

6. Знакомство с заповедями Иисуса Христа (презентация)

1 заповедь: «Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня».

Это значит, что Бог Один и в Него нужно верить всей душой. Это также естественно, как верить папе и маме. Бог создал весь мир и заботится о каждом из нас. Нужно любить и почитать Бога, часто вспоминать о Нем, обращаться к Нему в молитве.

«Пусть только Господь царит в твоем сердце,

И только Ему открой сердца дверцу!

Пусть Бог будет смыслом всей жизни твоей!

Пусть Он управляет и властвует в ней!».

2 заповедь:«Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им».

Кумир – это всё то, что становится для нас самым главным в жизни вместо Бога. Из-за кумира мы можем забыть о Боге и Его заповедях. Глупец тот, кто готов поменять маму на куклу или папу на компьютер. Например, Кай забыл о Боге – о добре и любви. Снежная королева стала для него кумиром.  Разве был он счастлив в ледяном замке со своими идеальными правильными холодными игрушками? Только когда любовь Герды растопила лед в его сердце, он вспомнил о Боге и ожил.  На первом месте в жизни христианина должен быть Бог, потом все близкие люди. Любые кумиры – люди или вещи опасны для нашей души, они могут сделать ее холодной и черствой.

«Господь твой пусть будет единственным Богом,

Хоть в жизни всегда разных идолов много,

Служи лишь Ему всей душою своей!

На Бога надейся, а не на людей!».

3 заповедь: «Не поминай имени Господа Бога твоего всуе».

Это значит,  что нельзя просто так произносить имя Бога. Произносить имя Божие следует со вниманием и благоговением. Любое обращение к Богу – это молитва. По меткому выражению одного священника, когда мы говорим: «Господи», мы как бы снимаем телефонную трубку и набираем номер, и на «том конце» нам немедленно отвечают: «Слушаю». Имя Бога надо хранить бережно в сердце и не выпускать оттуда понапрасну. Если ты по привычке в разговорной речи говоришь: «Господи», прибавь к этому слова: «помилуй» или «слава Тебе». Так упоминание имени Бога станет молитвой.

«Имя Божье напрасно ты не говори!

Уважение твое пусть в словах тех горит.

Пусть с любовью к Нему твое сердце стучит,

Благодарность и вера в нем вечно звучит!».

4 заповедь: «Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему».

Это значит, что седьмой день (воскресенье) должен быть посвящен Богу. Каждый день мы молимся Богу, исполняем Его заповеди, но воскресный день сугубо посвящаем нашему Небесному Отцу. Исполняя четвёртую заповедь, в этот день нужно посетить храм и принять участие в богослужении и Причаститься Христу.

«С Богом жизнь для себя христианин выбирает,

И поэтому церковь всегда посещает.

Знать о Господе больше он очень стремится,

И из Библии мудрости Божьей учиться».

Посвящай время Господу – будешь успешен,

И Его вечной милостью нежно утешен».

5 заповедь: «Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен».

Это значит, что маму и папу надо слушаться и помогать им. Родители помогают тебе, пока ты растешь и нуждаешься в их помощи и заботе, а потом дети помогают престарелым и уже немощным родителям на закате их жизни. Почитание – это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей взрослыми детьми, в том числе душевным вниманием и участием. К этой же заповеди относится уважение к учителям, наставникам, старшим.

«Относись с уважением к папе и маме!

Мудрость, опыт родителей стоят внимания!

Дорожи ими, слушайся и подчиняйся!

Как у Бога характер свой сделать пытайся!

И тогда будет жизнь твоя – благополучной.

Долгой будет она, и, при этом, нескучной».

6 заповедь: «Не убий».

Самое ужасное, что может сделать человек по отношению к другому человеку – лишить его жизни. Жизнь – это дар Божий, и мы не в праве лишать другого человека этого дара. Что касается убийства захватчиков на войне, то это тоже грех, но меньший, чем предательство ближних, отказ защищать их.

Нужно помнить, что убивать людей можно не только оружием, но и словом, делом, подлыми поступками. Также нельзя мучить зверей, птиц, насекомых, домашних животных. Всех их создал Господь, а человеку заповедовал заботиться о них.

«Людей берегите,

Заботьтесь, любите,

Всех благословляйте

И радость дарите!».

7 заповедь: «Не прелюбодействуй».

То есть не переступай через любовь. Не предавай. Это заповедь о верности тому, кто любит тебя, и любим тобою. Верность этой заповеди – залог сохранения семьи.

«Пройдут года. Ты вырастешь. Бог даст тебе супругу(а).

Полюбишь. Вступишь в брак. Всегда будь верен, предан другу.

Над отношеньями трудись. Жди Божьего ответа.

Не изменяй своей любви. Не нарушай завета».

8 заповедь: «Не укради».

Украсть, взять чужое и не вернуть – очень плохой поступок.  Некоторые думают, что взять себе вещь, которую нашел на улице – не воровство. Допустим, шел человек и нашел на улице хороший телефон. Он может взять его себе – поступить дурно, а может поступить благородно – найти хозяина этого телефона. Никогда не бери чужое и никогда не воруй – так ты сможешь проявить свою верность святому Богу.

«Тот, кто у людей забрал,

Вещи их, путем нечестным,

Человек тот вором стал,

Это станет всем известно».

9 заповедь: «Не лжесвидетельствуй».

Порой тебе может казаться, что ложь может помочь преодолеть отдельные неприятности, избежать наказания. Но это иллюзия, потому что рано или поздно любой обман обязательно раскроется.Также ни в коем случае нельзя придумывать о людях то, что ты не знаешь. Такие предположения называются клеветой и часто порочат совершенно невинного человека.

«Неправду о людях – не произноси!

Для этого помощи Божьей проси,

Чтоб видеть хорошее в ближних своих.

Не злое, а доброе думать о них!

Ложь может несчастье с собой принести,

А правда к победе твоей привести».

10 заповедь: «Не пожелай ничего чужого».

Никогда не завидуй. Зависть мешает радости и не знает границ, ведь всегда найдется кто-то такой, кто, как кажется, живет лучше тебя. Помни пример жадной старухи из сказки Пушкина. Радуйся всему, что у тебя есть, радуйся за близких и друзей, у которых случилось что-то хорошее, благодари за это Бога.Как же относиться к тому, что у ближнего есть хорошая вещь или талант, которого ты не имеешь? У христиан нет выражения «белая зависть», но есть сострадование – радость о благополучии ближнего. В отличие от мучающей зависти это добродетель.

«Не желай ничего, чем владеет ближний.

Не мечтай, что предмет у кого-то лишний.

Эти мысли тебе принесут страданья,

Ведь за грех принесёшь ты себе наказанье».

7.Упражнение «Народная мудрость в пословицах». Соотнеси   пословицы с заповедями.

Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает. (Почитай отца твоего и матерь твою).

Не ищи правды в других, коли её в тебе нет. (Не лги)

Вору потакать – что самому воровать. (Не убивай)

На свете всё найдёшь, кроме отца и матери. (Не укради)

Насилие - яд для души. (Не завидуй) (Друг познается в несчастии)

8. Итоги занятия

- Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям?

- Какие заповеди тебе были известны?

- О каких заповедях ты узнал?

 9. Составление синквейна «Заповеди»

Занятие 3

Тема: «Вечные  ценности: доброта».

Задачи: создание условий для формирования  у воспитанников представлений о нравственных ценностях людей, развития оценочной деятельности детей, способствовать воспитанию толерантного отношения к окружающим людям.

                                              Ход  занятия

1.Орг. момент

2.Упражнение «Комплимент»

3.Просмотр фрагмента мультфильма «Крошка Енот»

- Как вы  оцените поведение героя мультфильма?

- Как надо относиться к тем, кто тебя окружает?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня?

4.Вывод темы и задач занятия.

5.Лексическая минутка.Работа со словарём. В толковом словаре Ожегова: Нравственность – это качества личности, которые определяют поведение человека.

6.Упражнение «Волшебные карточки». Какие качества человека вы знаете? Качества положительные и отрицательные. Распределите карточки с качествами личности на эти две группы.

Положительные: доброта, трудолюбие, храбрость, правдивость, ответственность отзывчивость, заботливость, верность, дружелюбие, вежливость, бережливость, скромность, сострадание, чуткость, щедрость.

Отрицательные: лень, враждебность, грубость, безответственность, эгоизм, жадность, невежество, лживость.

Иногда хорошие и плохие качества борются в нашей душе, а какие победят – решаешь сам ты.

7.Экскурс в историю «Золотое правило нравственности»

Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков.

Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов. Он говорил: «не делай другим того, что сам считаешь злом».

Примерно в то же время в Китае жил великий философ Конфуций, который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он считал, что «только добро ведёт к счастью».

В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Был он очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

А в начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Вывод.Вот так разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. Это правило названо золотым правилом нравственности .Оно вошло в жизнь людей и живёт уже тысячи лет.

8.Упражнение «Найди слово». Ответьте на вопросы.

1.Она может быть настоящей и мнимой? (дружба)

2. Готовность помочь, отозваться на чужие нужды? (отзывчивость)

3. Это чувство необходимо каждому человеку? (любовь)

4. Между друзьями должно быть взаимное …….? (доверие)

5.Столкновение противоположных интересов? (конфликт)

6. Доброе, отзывчивое отношение к человеку? (теплота)

7. Заботливое отношение к людям? (внимание)

Возьмите из слов-ответов по порядку буквы 1,2,3,5,2,1,5. Какое слово получилось? (доброта)

8.Прослушивание записи песни на стихотворение Н. Тулуповой «Доброта»

9.Диалог-рассуждение «Добрый человек – это какой человек?»

Добрый человек – это человек, который хочет, чтобы другим было хорошо, чтоб другие были счастливы. Он всегда готов бескорыстно оказать помощь другому, умеет сострадать, сочувствовать.Прослушайте рассказ «Осколки доброты» 

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.

 Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

Беседа по вопросам.

-Какое у вас ощущение, что вы чувствуете после прочтения рассказа?

-Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь этому занятию?

-Как вы думаете, если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали? Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился какой-либо человек, потому что он был не похож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об этом человеке?

-Что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?

-Перечислите всех, чья доброта помогает расти вам.

-А сейчас я предлагаю вам проверить себя: добрый ли вы человек.

10.Тест. Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ: «да» или «нет».Вопросы:

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими про­блемами или неприятностями. Если тема тебе не инте­ресна, дашь ли ты это понять собеседнику?

3. Твой партнер плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?

5. Часто ли ты используешь злые шутки?

6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты про­играешь?

10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выс­лушивать аргументы другого человека?

11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе роди­телей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?

12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы раз­веселить своих друзей?

Подсчет очков. Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

11.Итоги занятия. Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым.  Доброта – это золотое правило нравственности.  Возьмите себе по сердечку и напишите, какими еще качествами может обладать   человек, что всегда сопутствует доброте. Из ваших сердечек мы выложим   самое доброе сердце. И помните: жизнь дана на добрые дела.

Занятие 5

Тема: «Святые апостолы Христовы»

Цели: расширить представления воспитанников об апостолах Христовых, раскрыть значение этого события, способствовать    воспитанию уважения и почитания святых, уважительного отношения к окружающим людям, воспитанию целеустремленности, верности слову, делу.

 Оборудование: презентация «Собор 12 Апостолов Христовых»  

 

Ход занятия

1.  Орг. момент

2.  Чтение стихотворения В.Афанасьева «Собор  двенадцати апостолов»

Когда позвал Господь и Царь,
Оставил мытницу мытарь,
Оставил сеть свою рыбарь -
Так собрались в конце концов
Двенадцать нищих простецов,
Двенадцать спутников Христа,
Причастники Его креста.
Не звал тогда богатых Он,
Ни тех, кто знатен иль учен,
Кто знал до буквы весь закон, -
Чтоб всякий видел - Правду дать
Лишь Божья может благодать,
Что всех мудрей рыбак простой,
Когда живет в нем Дух Святой.

3.  Знакомство с темой и целями занятия.

4.  Вступительное слово. Собор 12 Апостолов Христовых является древним праздником. Церковь отмечает его 13 июля. Указания на совершение этого празднования встречаются в IV веке.12 апостолов — Петр и брат его Андрей Первозванный, Иаков Зеведеев и брат его Иоанн Богослов, Филипп, Варфоломей, Фома Близнец,  Матфей,  Иаков Алфеев, Иуда, брат Господень или Фаддей,  Симон Зилот и Матфий — поминаемые в разное время года, с давних времен также чествуются Церковью в общем праздновании на следующий день после памяти славных   апостолов Петра и Павла.

5.Слово священнослужителя. Греческое слово «апостол» означает «посланник, слуга», то есть апостолы были посланниками, слугами Христа. Еще они назывались учениками Христовыми, потому что были ближе всех к Нему и более всех слушали Его святое учение. Спаситель избрал их на служение людям, когда Сам выступил на служение роду человеческому – за три года до Своей крестной смерти. Чтобы открыть миру Свое всемогущество Христос избрал и наделил чудесною силою почти всех апостолов из бедных, незнатных родов. Будучи призваны к апостольству, они оставили своих родных, свои дома и занятия и неотлучно следовали за Учителем. По Его повелению они проповедовали по городам и странам, охотно разделяя с Ним все лишения и страдания.

 Однако выделение учеников из числа постоянно окружавшего Христа народа происходило достаточно длительное время. Первыми к апостольству были призваны Андрей, Иоанн, Иаков, Симон (нареченный Петром), Филипп и Нафанаил.   Хотя пребывание со Христом уже пробудило в них веру в Него   после первой встречи с Учителем они еще на некоторое время возвращаются к своим привычным делам. Продолжая заниматься рыболовством, будущие апостолы, как и прочие ученики, видели чудеса Господа в Галилее, слышали Его проповедь. Переломным событием, после которого рыбаки превратились в «ловцов человеков», явился чудесный улов рыбы   Они решили «оставить всё» и следовать за Учителем. Из множества учеников Господь позже пополнил число Своих первых апостолов до двенадцати, которые вплоть до ареста Христа уже не отлучались от Господа, от Которого обучались и готовились к последующему выходу на проповедь.

Окончательное избрание апостолов произошло, когда устами ап. Петра  была исповедана их общая вера в Христа как Сына Божия. Однако и после этого Спаситель должен был укреплять их веру. В Евангелиях описаны примеры маловерия апостолов,   непонимания ими слов и дел Христа.    Слабость их веры доходит до того, что в момент ареста все они оставляют Мессию, а Петр трижды отрекается от Него.   Один из двенадцати даже стал предателем. Даже после Воскресения Христа некоторые из них еще сомневаются. 

 Почти все апостолы Христовы окончили свою страдальческую жизнь мученически. Святой Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие нашим предкам, был распят на кресте, также как и Петр, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Зилот. Святые апостолы Павел и Иаков   были обезглавлены, Фома – проткнут копьем. Один лишь святой Иоанн Богослов скончался мирно, хотя и он при жизни претерпел множество страданий: его бросали в кипящее масло, томили в заключении. Теперь они удостоены высокой чести на небе – окружают престол Божий, а на страшном суде Христовом, восседая на двенадцати престолах, будут вместе с Господом судить всех людей, живых и мертвых.

Евангелист Лука сообщает также о том, что Господь «избрал и других 70 учеников и послал их по два пред лицом Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти».   Причина появления этого круга избранных учеников приводится в следующем стихе: «Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою».

6.Образы апостолов в произведениях искусства (просмотр презентации и обмен мнениями)

7. Обобщающая беседа.

8. Итоги занятия.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий